1 ПОЛНЫЙ КОНТРОЛЬ | Медицина Российской Федерации

ПОЛНЫЙ КОНТРОЛЬ


За три года реализации программы ДЛО РФОМС «Дагестан» удалось добиться поставленных результатов — стабильной ситуации на территории Республики Дагестан, отлаженности механизма взаимодействия всех участников программы, 100%-ного охвата медико-экономической экспертизой обслуженных фарморганизациями рецептов.

image001.jpgИсмаил Шейхович ИСМАИЛОВ
Исполнительный директор Республиканского фонда обязательного медицинского страхования «Дагестан», заслуженный врач Республики Дагестан и РФ За заслуги в становлении системы ОМС дважды награжден Почетным знаком Федерального фонда ОМС (1999, 2003).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОбЕСПЕЧЕНИЕ

Прежде всего, необходимо отметить, что РФОМС «Дагестан» обеспечил всех основных функциональных участников необходимыми техническими условиями и нормативносправочной документацией. Все учреждения лечебного и аптечного звеньев получили сертифицированные программные продукты. Они позволяют не только сократить время пребывания больного в лечебном и аптечном учреждении, снизить нагрузку специалистов, в максимально короткое время осуществлять автоматизированную выписку рецептов и их обработку, но и вести полный учет, иметь все необходимые данные по выписанным и обслуженным рецептам федеральной ответственности.

РФОМС «Дагестан» также разработаны два программных продукта:

1. для проведения медикоэкономической экспертизы счетовреестров, предъявляемых на оплату фарморганизациями, и реестров выписанных в ЛПУ рецептов путем сопоставления данных;

2. для отслеживания и оценки работы специалистов лечебного и аптечного звена, что дает возможность своевременно реагировать на те или иные нарушения с их стороны.

За время действия программы эти продукты совершенствовались и, к концу 2007 года, имели оптимальную форму, позволяющую иметь реальную прозрачную картину по показателям программы ДЛО, данные по недопоставкам ЛС (по всем торговым наименованиям), по необслуженным в аптечной сети рецептам, по необоснованно выписанным в ЛПУ рецептам. Таким образом, отслеживался каждый выписанный и обслуженный рецепт федеральной ответственности.

Была налажена тесная взаимосвязь с территориальными подразделениямиучастниками программы. Ежемесячно все без исключения ЛПУ подвергались медикоэкономическому контролю, осуществляемому специалистами РФОМС «Дагестан», его филиалов и СМО на предмет обоснованности выписки льготных лекарственных средств. По результатам данного контроля составлялись акты по необоснованной выписке рецептов в ЛПУ, определялись специалисты ЛПУ, допускавшие те или иные нарушения при выписке льготных лекарственных средств отдельным категориям граждан.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДЛО

За три года действия программы ДЛО в Республике Дагестан ситуация с отказами от льгот на лекарственные средства стабилизировалась — в программе остались исключительно нуждающиеся в бесплатных медикаментах лица, которые страдают хроническими заболеваниями. На 1 января 2005 года число граждан, состоящих в сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, составляло 162,2 тыс. человек. Из них, имеющих право на ДЛО, — 155,4 тыс. человек (95,9 %). Для сравнения, в 2006 году соотношение цифр в этих позициях: 216,9 тыс. — 58,1 тыс. человек (26,8 %), в 2007 году — 248,3 тыс. — 66,1 тыс. человек (26,7 %). Прирост инвалидов, имеющих право на ДЛО, на конец 2005 года — 35,4 %, в 2006 году - 52,5 %, в 2007 году — 26,6 %. Число воспользовавшихся правом на данную льготу в 2005 году — 56%, в 2006 году — 48%, в 2007 году — 51%. Число обслуженных в аптечной сети рецептов в 2005 году — 1480794, что в среднем по 12,4 рецепта на одного льготника ежемесячно, в 2006 году — 621492 рецепта (по 14,6 в месяц), в 2007 году — 539179 рецептов (по 12,5).

Много нареканий за три года действия программы вызывала ситуация с поставками льготных медикаментов. РФОМС «Дагестан» вел активную и беспрерывную работу с фармпоставщиками, и если в 2005 году процент удовлетворения территориальной заявки составлял 72%, то в 2006 году — 80%, а в 2007 году вырос до 93%. Однако процент удовлетворения заявки по сумме и номенклатуре еще не отвечает за качественное оказание лекарственной помощи. В этой связи основополагающим является качество составляемой заявки и адекватность заявляемых наименований и объемов лекарственных средств реальной потребности в соответствии с заболеваемостью. Этому вопросу РФОМС «Дагестан» также уделял большое внимание, оказывая организационнометодическую помощь специалистам в медикоэкономических вопросах составления потребности на медикаменты.

image002.jpgimage003.jpg
Сравнительный анализ сумм за отпущенные лекарственные средства, предъявленных фармацевтическими организациями (в млн. руб.) за 2005, 2006, 2007 годыСравнительный анализ процента удовлетворения территориальной заявки за 2005, 2006, 2007 годы

К 2007 году число жалоб со стороны льготных категорий на те или иные затруднения в получении медикаментов значительно сократилось. В 2005 году их число составило 3344, доминировали претензии на отсутствие необходимых наименований и недостаточные объемы поставляемых лекарственных средств. В 2006 году число жалоб сократилось на 54%, в 2007 году — на 50% в сравнении с 2006 годом, и жаловались в основном на несвоевременную корректировку Федерального сегмента Отделением ПФР по республике. Специалисты РФОМС «Дагестан» оказывали безотлагательную помощь гражданам льготных категорий в решении этого вопроса.

Сумма предъявленных фармацевтическим организациями рецептов в 2005 году составила 591,4 млн рублей, в 2006 году — 514,8 млн рублей, в 2007 году — 454,8 млн рублей. Средняя стоимость одного рецепта в 2005 году — 399,4 рублей, в 2006 году — 828,2 руб., в 2007 году — 843,5 руб. Как видно из этих цифр, средняя стоимость рецептов в 20062007 годах в два раза выше. Это свидетельствует о том, что потребители стали отдавать предпочтение более дорогостоящим брендам лекарственных средств, а не препаратамдженейрикам отечественного производства. Сумма на одного льготника в месяц в 2005 год — 227,1рублей, в 2006 году она выросла в 4,4 раза (1009,18 рублей), в 2007 году — в 3,8 раза (866,83 рублей).

Число врачей, наделенных правами выписки льготных лекарственных средств в 2007 году увеличилось на 172 человека и составило 3640 человек.

Лимит денежных средств, предусмотренный Федеральным фондом ОМС для реализации данной программы в Республике Дагестан, на 2007 год составлял 376,6 млн рублей. Фактически реализовано в аптечной сети в 2007 году и предъявлено на оплату в РФОМС «Дагестан» счетов на сумму 454,8 млн рублей. Отклонено от оплаты по актам медикоэкономической экспертизы 2009 рецептов на сумму 921,7 млн рублей. Из них 56% — рецепты на лекарственные средства МНН, которых не соответствует МНН в выписанном рецепте; 14% — дубликаты; 13% - рецепты с истекшим сроком действия; 5% составили штрафные санкции к фармпоставщикам за несвоевременную поставку лекарственных средств. На 11 февраля 2008 года подлежат оплате 454005866,91 рубль, оплачено 365721581 рубля. Сумма за отпущенные сверх лимита лекарственные средства, включая счет за декабрь 2007 года в размере 88284285,91 рублей будут оплачены в первом квартале 2008 г. из средств, дополнительно предусмотренных в бюджете РФОМС «Дагестан» на 2008 год, для завершения расчетов за отпущенные в 2007 год лекарственные средства отдельным категориям граждан. РФОМС «Дагестан» также приобретено и передано в эксплуатацию ЛПУ 350 единиц компьютерной техники, на сумму 11820861 рублей, а также справочнометодической литературы: Справочник ЛС — 3300 штук на сумму 990000 рублей, методических рекомендаций — 3300, на сумму 1320000 рублей, дополнения к Справочнику ЛС - 3300 штук. Организованы регулярные выступления в СМИ с освещением всех изменений и положения дел по вопросам ДЛО, с разъяснениями прав льготных категорий граждан. Подготовлена и распространена по аптечным и лечебным учреждениям наглядная агитация (буклеты и плакаты) для льготников с исчерпывающими разъяснениями по вопросам ДЛО.

image004.jpgimage005.jpg
Сравнительный анализ сумм средств, израсходованных на одногоо льготника в месяц за 2005, 2006, 2007 гг. (в руб.)Сравнительный анализ средней стоимости одного рецепта за 2005, 2006, 2007 гг. (в руб.)

ИТОГИ

Подводя итоги реализации программы ДЛО за три года, необходимо отметить достижение стабильной ситуации на территории Республики Дагестан, отлаженности механизма взаимодействия всех участников программы, 100%ный охват медикоэкономической экспертизой обслуженных фарморганизациями рецептов. За это время территориальными фондами ОМС проделана огромная работа в организации качественного оказания лекарственной помощи льготным категориям граждан. Были организованы центры обработки данных, подготовлены специалисты, отлажены механизмы взаимодействия всех участников программы. РФОМС «Дагестан» был запланирован ряд мероприятий, в результате которых планировался переход на отпуск льготных медикаментов после прохождения рецептом медикоэкономического контроля РФОМС «Дагестан». Достичь оптимальной адресности получения медикаментов льготниками, недопущения необоснованной выписки медикаментов, максимально качественного оказания лекарственной помощи возможно лишь при условии, что рецепт, выписанный в ЛПУ, предварительно подвергается медикоэкономическому контролю в центре обработки данных. Также планировалось в автоматизированном режиме вести учет и движение медикаментов на региональном складе и аптечных учреждениях, что позволило бы стабилизировать ситуацию с поставками. Вызывает недоумение изменение порядка организации программы ДЛО в 2008 году и участие в ней территориальных фондов как финансирующего органа.

В 2008 году, по данным Отделения Пенсионного фонда по РД, лишь 16% от общего числа по сегменту Федерального регистра лиц сохранили за собой право на получение льготных медикаментов, хотя прирост инвалидов по регистру составил порядка 20000 человек. Предусмотренные ТФОМС средства на реализацию данной программы за первый квартал 2008 года в размере 82638400 рублей уже перечислены РФОМС «Дагестан» на счет Министерства финансов РД. РФОМС «Дагестан» передал МЗ РД, уполномоченному Правительством РД, осуществлять реализацию программы в текущем году, полное техническое и программное обеспечение и готов оказывать всяческое содействие для осуществления бесперебойного и качественного оказания лекарственной помощи гражданам льготных категорий. 

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×