1 АНАТОМИЯ ПОИСКА | Медицина Российской Федерации

АНАТОМИЯ ПОИСКА


С 1996 года кафедру анатомии человека Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И.И. Мечникова возглавляет Валерий ПЕТРЕНКО, доктор медицинских наук, профессор. Под его руководством проходят научные исследования строения и развития лимфатической системы человека и животных.

ИСТОКИ

image001.jpg
Валерий Михайлович ПЕТРЕНКО Заведующий кафедрой анатомии человека Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И.И. Мечникова, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, член Европейской Академии Естествознания, автор более 390 научных работ, в том числе 11 монографий и 26 учебных

Валерий Петренко родился седьмого марта 1958 года в городе Котовске Одесской области. Родители, Петренко Михаил Тимофеевич и Ефросиния Прокофьевна, были служащими железной дороги. Отец – ветеран Великой Отечественной Войны – служил командиром расчета на гвардейском реактивном миномете «Катюша», получил награды – два ордена Красной звезды, орден Отечественной войны I степени, боевые и трудовые медали.

В 1965 году Валерий Михайлович поступил учиться сразу во второй класс средней школы №7, которую окончил с похвальной грамотой в 1974 году. Очень любил химию, постоянно выступал на городских и областных олимпиадах. До девятого класса включительно играл в шахматы за школу, имел второй взрослый разряд. А в 1974 году поступил в Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт. С первого семестра участвовал в работе студенческого научного кружка на кафедре анатомии человека, изучал эмбриональное развитие внутренних органов человека. За отличную учебу с четвертого курса получал стипендию имени В.И. Ленина.

– Валерий Михайлович, почему Вы связали свою жизнь именно с медициной?

– Это было решение родителей – они направили меня в мединститут. Но я думаю, что в основе всего лежит мое стремление к размышлению, осмыслению, анализу с целью понять суть происходящих явлений, их механизм, тяга ко всему интересному, загадочному, непонятому. Поэтому мне в детстве и до сих пор нравятся сказки, исторические романы и кинофильмы, мелодрамы. Все, что дает пищу для размышления. Но не чрезмерно навязчиво, что характерно для таких работ как «Война и мир» Льва Толстого или Цвейга.

Поэтому я оказался на кафедре анатомии человека. И остался на ней (а точнее – пробивался вопреки сопротивлению некоторых представителей властных структур) благодаря увлечению эмбриологией: в первые 2 месяца эмбриогенеза развитие органов происходит столь быстро, что наблюдаемые картины очень динамичны, меняются со скоростью калейдоскопа и многое приходится додумывать, объяснять для себя самого, а затем – слушателям и читателям, что, кстати, бывает сделать не всегда просто.

«КРОВНЫЕ» СВЯЗИ

Увлечение эмбриологией осталось и после окончания института – В.М. Петренко работал врачом по коммунальной гигиене в Приморской районной СЭС Архангельской области, одновременно собирая материал по развитию двенадцатиперстной кишки у эмбрионов и плодов человека. А позже, в 1987 году, защитил кандидатскую диссертацию в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (г. Москва), при кафедре профессора Крыловой Нины Васильевны, на тему: «Развитие двенадцатиперстной кишки и ее лимфатического русла в первой половине пренатального периода онтогенеза человека». В этой работе были изложены оригинальные концепции возникновения врожденной непроходимости тонкой кишки и лимфатической системы.

На кафедре гистологии Архангельского мединститута Валерий Михайлович осваивал методы гистологических и гистохимических исследований при консультации профессора Борисова Игоря Николаевича. За работу в СЭС был награжден двумя почетными грамотами и специальным значком ВЛКСМ. В 1983 году вернулся в Ленинград. Благодаря рекомендации профессора Горделадзе Антонины Сергеевны был принят старшим лаборантом-гистологом на кафедру госпитальной терапии, которой заведовал профессор Курдыбайло Федор Васильевич. Сделал первое свое рационализаторское предложение по экспресс-обработке биопсийного материала. Продолжил работу над кандидатской диссертацией.

В 1984 году по указанию ректора института, профессора Алексеева Сергея Викторовича Валерий Михайлович был переведен на кафедру анатомии человека старшим лаборантом.

С 1986 по 1995 год Валерий Михайлович работал ответственным секретарем Совета по научно-исследовательской работе студентов института. В 1985 году и с 1991 по 1994 год – отвечал за работу учебно-вспомогательного блока кафедры. А в 1995 году он защитил докторскую диссертацию в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова при кафедре академика Сапина Михаила Романовича. Тема диссертации – «Варианты формирования начального отдела грудного протока, его корней и прилегающих лимфатических узлов в пренатальном периоде онтогенеза человека». Полученные данные позволили расширить представления о механизмах развития лимфатической системы в онтогенезе.

Первого сентября 1996 года ректор академии, профессор Александр Владимирович Шабров назначил Валерия Михайловича заведующим кафедрой анатомии человека СПбГМА им. И.И. Мечникова. В январе 1999 года он получил аттестат профессора. Под его руководством коллектив кафедры продолжил научные исследования строения и развития лимфатической системы человека и животных – функциональная анатомия этой системы изучается здесь на протяжении шестидесяти лет.

– Почему Ваши исследования посвящены именно лимфатической системе?

– Ее строение и функции находятся в центре внимания специалистов в области медицины. Если первоначально лимфология существовала как раздел анатомии и физиологии, и практические врачи вспоминали о ней лишь когда болезнь касалась самой лимфатической системы, то сегодня доказано, что это было серьезным просчетом, который дорого обходится здоровью человека.

Лимфатическая система играет огромную роль. Лимфатические сосуды организуют пассивный и активный отток избыточной тканевой жидкости из органов в виде белой крови или лимфы. Вместе с лимфой в кровоток могут поступать токсины, болезнетворные микроорганизмы и опухолевые клетки. Их проникновению в кровоток препятствуют лимфатические узлы. Повреждения клапанов и мышечных элементов лимфатических сосудов приводят к нарушению оттока тканевой жидкости и развитию лимфедемы – отеку органов и, как следствие, нарушению их функций, жизнедеятельности организма в целом. Было проведено множество исследований, получены новые данные. Так, до сих пор было принято считать, что лимфатические клапаны не содержат мышечные элементы, а потому движутся пассивно, по градиенту лимфотока. Клапаны разделяют лимфатические сосуды на клапанные сегменты или лимфангионы. Они организуют лимфоотток из органов, прежде всего, путем ограничения обратного лимфотока: под его влиянием клапан закрывается, а проксимально (впереди) расположенный отрезок лимфатического сосуда наполняется лимфой, его стенка (мышечная манжетка) растягивается и сокращается, проталкивая лимфу в направлении сердца.

В.М. Петренко, использовав комплекс современных методов исследования, в том числе гистохимический, иммуногистохимический и электронномикроскопический, доказал, что лимфатические клапаны содержат гладкомышечные клетки. А, следовательно, они способны к саморегуляции своей формы и положения, активно воздействовать на лимфоток. Профессор подробно описал мышечные связи клапанов и мышечных манжеток, что позволило ему объяснить известные варианты сокращения лимфангионов.

image002.jpgimage003.jpg
Экспонаты музея: скелет и мышцы человекаЭкспонаты музея: внутренние органы человека

– Вы рассматриваете лимфатические узлы как лимфангионы?

– Совершенно верно. Лимфангион – это межклапанный сегмент лимфатического сосуда, его мышечная манжетка посредством мышечных пучков соединяется и с задним (относительно манжетки), входным клапаном лимфангиона, и с его передним, выходным клапаном. Непостоянные надклапанные мышечные пучки могут связывать мышечные манжетки соседних лимфангионов напрямую, что допускает их совместное, групповое сокращение. Лимфатические узлы следует рассматривать как лимфангионы, в стенках которых находится лимфоидная ткань, препятствующая распространению в организме болезнетворных агентов и опухолевых клеток.

Валерий Михайлович объяснил механизмы нормального развития лимфатической системы и ее нарушений, их роли в возникновении врожденной непроходимости тонкой кишки. Эти данные создают предпосылки для разработки новых подходов к решению актуальной задачи современной медицины – управлению лимфотоком в условиях нормы и при патологии.

Результаты многолетних исследований В.М. Петренко отражены в ряде монографий – «Развитие лимфатической системы в пренатальном онтогенезе человека», «Эмбриональные основы возникновения врожденной непроходимости двенадцатиперстной кишки человека», «Эволюция и онтогенез лимфатической системы», «Функциональная морфология лимфатических сосудов» и других. Его книги «Основы эмбриологии. Вопросы развития в анатомии человека» и «Эмбриология человека» отмечены дипломами Президиума Всероссийского научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов, Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России и рекомендованы в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.

На сегодняшний день Валерий Михайлович – автор 395 научных работ, в том числе 11 монографий, 26 учебных и методических пособий, редактор 8 сборников научных трудов. Неоднократно становился участником различных энциклопедий, в том числе «Морфологи России в XX веке. Кто есть кто в анатомии, гистологии, эмбриологии» (2001 г.), «Лучшие люди России» (2006, 2007, 2008 гг.), «Кто есть кто в России» (2007 г.) и других. Под его руководством были выполнены и защищены шесть кандидатских диссертаций, организованы и проведены 2 межвузовские научные конференции. Он изготовил ряд музейных анатомических препаратов, в том числе грудного протока человека и собаки, причем без предварительной инъекции, проводящей системы сердца человека. В.М. Петренко является членом-корреспондентом Российской Академии Естествознания, членом Европейской Академии Естествознания, заведующим кафедрой анатомии СПбГМА имени И.И. Мечникова.

«СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ СИСТЕМНО»

Кафедра анатомии человека СПбГМА имени И.И. Мечникова является ведущей научной лабораторией страны в области разрабатываемой темы «Структурные основы лимфооттока из органов у человека и животных» (функциональная морфология лимфатических сосудов). Она размещается в трехэтажном здании 11 павильона, который находится на территории красивого академгородка и больницы имени Петра Великого. По архитектуре академгородок напоминает такие культурно-исторические центры Санкт-Петербурга и страны, как Пушкин и Павловск. Проходная академгородка непосредственно примыкает к просторной площади. Ее полукругом обрамляют несколько двухэтажных зданий, фасады которых украшены балконами, колонадами, портиками. Между правой и левой ветвями полукруга утопает в зелени памятник всемирно известному ученому Илье Ильичу Мечникову.

В первые два месяца эмбриогенеза развитие органов происходит столь быстро, что наблюдаемые картины меняются со скоростью калейдоскопа. Многое приходится додумывать, объяснять прежде всего, для себя самого.

На I этаже 11 павильона находятся лекционный (правое крыло) и секционный залы (левое крыло), а также учебные аудитории для практических занятий. На II и III этажах помимо учебных аудиторий, размещены анатомические музеи: II этаж, правое крыло – I музей (препараты органов опорно-двигательного аппарата, по возрастной и сравнительной анатомии, экспонаты по истории анатомии), левое крыло – II музей (препараты внутренних органов и нервной системы), галерея к 9 павильону – III музей (препараты черепа и других костей), галерея к 13 павильону – музей рентгенанатомии; III этаж, левое крыло – IV музей (препараты сердечно-сосудистой системы, включая лимфатическую систему; пороки развития). Всего в музеях кафедры размещено более 1100 различных экспонатов.

На кафедре проводятся занятия со студентами первого и второго курсов лечебного и медико-профилактического факультетов, а также факультетов высшего сестринского образования и иностранных учащихся, в том числе англоязычного отделения, с учащимися медицинских классов (факультет довузовского образования). Ежегодно на кафедре повышают квалификацию преподаватели анатомии человека из медицинских вузов и училищ.

Лекции читают профессора и доценты. На практических занятиях используются учебные и музейные препараты, при изучении мышечной и сердечно-сосудистой систем проводится препарирование трупов: студенты под руководством преподавателя изготавливают мышечные и нервно-сосудистые препараты. Кроме того, студенты участвуют в изготовлении учебных препаратов внутренних органов и головного мозга, знакомятся с элементами морфометрии при изучении строения скелета, получают навыки чтения рентгенограмм органов разных систем.

На кафедре функционирует студенческий научный кружок. Ежегодно, весной проводятся научные конференции преподавателей и студентов. Познать мир, а значит себя – вот главный лейтмотив любого настоящего врача. Процесс познания бесконечен, как бесконечен окружающий человека мир и сам человек. Разобраться в хитросплетениях природы студентам помогают преподаватели кафедры, которые сами продолжают изучать природу человека: в единстве учебного и научного процессов видится залог успешной подготовки современного врача, способного рассмотреть горизонты завтрашнего дня в медицине.

– Валерий Михайлович, как Вы считаете, методика обучения в российских медицинских ВУЗах отличается от зарубежной?

– Из того что мне известно, на Западе чрезмерно увлекаются запрограммированностью и упрощенностью образования: система тестирования, например, которая получила в последние годы широкое распространение в России, не должна вытеснять на второй план собеседование, иначе студенты теряют способность выражать свои мысли и просто думать, анализировать. А это гораздо хуже, чем забыть какой-то факт, например – размеры органа. Проще говоря – насаждается тупая «зубрежка».

Конкретно по нашей специальности, на Западе (и у нас в стране – например, в Военно-медицинской академии) основополагающим принципом изучения строения тела человека рассматривается топографический – чисто прикладной, готовящий студента к клиническим дисциплинам. Но для этого в России есть специальная кафедра топографической или хирургической анатомии.

Кафедра анатомии человека призвана обучить строению человека по системам органов, когда учитывается не только строение и положение (топография) органа, но также и связи строения органа с его функциями, происхождением, развитием. А это, в конечном счете, – способность широко, системно мыслить, видеть организм в целом, во всем многообразии его индивидуальной жизнедеятельности, устройство конкретного, живого, меняющегося организма. Ведь одна и та же болезнь может протекать по-разному у людей с неодинаковым строением на системном, органном, тканевом уровнях. Одна и та же операция по поводу одинаковой патологии данного органа будет планироваться по-разному и иметь разные последствия при разном строении органа: длинная или короткая брыжейка сигмовидной ободочной кишки, пораженной раком, сшивание «здоровых» концов кишки после удаления пораженного сегмента и надежда на дальнейшую нормальную жизнедеятельность или выведение кишки на переднюю брюшную стенку и человек становится инвалидом на всю оставшуюся жизнь.

– По Вашему мнению, существуют какие-либо проблемы, связанные с медицинским образованием в нашей стране?

– Главная проблема, на мой взгляд, состоит в явно недостаточном финансировании вузов. Отсюда – низкие зарплаты, неукомплектованность кадрами, «старение» кадров, которые приобретают угрожающие масштабы, устаревшее оборудование и/или недостаточное оснащение им, а также реактивами, учебниками и т.п. Как результат – непрестижность преподавательской работы, ее неэффективность, как и неэффективность научно-исследовательской работы в вузах.

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА СПбГМА ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

«Память хранит самое важное – дела наших достойных предшественников, их труд на благо миллионов людей»

image004.jpg
Кафедра анатомии человека СПбГМА имени И.И.Мечникова.

Кафедра анатомии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И.И. Мечникова (первоначально Психоневрологический институт, с 1920 года – Государственный институт медицинских знаний, с 1930 года – II Ленинградский медицинский институт, с 1947 года – Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт) была основана по инициативе Владимира Михайловича Бехтерева в 1907 году. Для ее организации академик пригласил известного профессора П.Ф. Лесгафта. Первые лекции по анатомии читались в здании Петербургской биологической лаборатории и в Александровском зале Петербургской государственной думы. С 1911 по 1914 год кафедрами анатомии и антропологии руководил профессор Р.Л. Вейнберг. Он создал музей анатомических препаратов.

В 1911 году для кафедры анатомии выделили специальное помещение. Психоневрологический институт перевели из дома Груздева в три собственных здания за Невской заставой (в настоящее время – территория научно-исследовательского института имени В.М. Бехтерева). Летом 1911 года для кафедры был построен деревянный дом, но он оказался мало пригоден для анатомических занятий. Не было водопровода, отсутствовало помещение для хранения трупов, анатомический музей находился в одной комнате и содержал только костные препараты. Научные исследования в те годы почти не проводились из-за отсутствия необходимого оборудования.

В 1914-1915 годах кафедру анатомии человека Психоневрологического института возглавлял профессор И.Э. Шавловский, в 1915-1917 годах – профессор К.З. Яцута, с 1917 по 1921 год – профессор Д.Н. Крыжановский, в 1921-1922 годах – профессор Н.П. Корнилович. В 1922 году к управлению был приглашен профессор Я.Б. Зельдович. Официально он руководил кафедрой с 1 июля 1923 года до 1 сентября 1947 года и приложил немало усилий, чтобы создать условия, необходимые для проведения научных исследований, много труда вложил в создание учебного музея. Заново были организованы костный отдел, отдел артросиндесмологии, миологии, значительно расширены существовавшие отделы, создан отдел рентгенанатомии. С 1926 года на кафедре активно функционировал студенческий научный кружок.

Кафедра продолжила свою работу в тяжелейших условиях блокады Ленинграда. В период Великой Отечественной войны кафедра шесть раз переезжала из одного помещения в другое. Ни холод, ни голод, ни плохое освещение не остановили учебный процесс. Сразу после окончания войны кафедра оказалась в больнице имени И.И. Мечникова, где разместилась в двух этажах 11 павильона.

image005.jpg
Коллектив кафедры анатомии человека СПбГМА имени И.И.Мечникова

В 1946 году в Ленинград приехал член-корреспондент АМН СССР, профессор Д.А. Жданов. По заданию Советского правительства он возглавил II ЛМИ с целью его реорганизации в санитарно-гигиенический медицинский институт. В 1947 году Жданов становится заведующим кафедрой анатомии человека ЛСГМИ. Именно с его именем связано возникновение новой, крупной школы лимфологов.

Под руководством Д.А. Жданова сотрудники кафедры провели большую работу по переоснащению кафедры, ее учебных аудиторий, музеев, научных лабораторий. Учебные залы были оформлены анатомическими рисунками. Учебный музей был обогащен многочисленными анатомическими препаратами, впервые был создан лимфологический отдел, организована картинная галерея по истории анатомии. Крупным событием в истории кафедры стал выход монографии Д.А. Жданова «Общая анатомия и физиология лимфатической системы» (1952 год). Профессор сделал упор на подготовку собственных научно-педагогических кадров и завещал преемникам готовить нового заведующего кафедрой из числа воспитанников кафедры. Преемственность в работе кафедры, как показывает опыт, может эффективно реализоваться только при подготовке преподавателей из числа выпускников своего ВУЗа.

В 1956 году Д.А. Жданов уехал в Москву, заведующим кафедрой стал его друг и единомышленник, профессор В.Н. Надеждин. Коллектив кафедры продолжил научные исследования по функциональной анатомии лимфатической системы, проводилась большая работа по совершенствованию и реорганизации учебного процесса, студентам прививались навыки самостоятельного изучения науки. Сотрудники кафедры продолжали пополнять учебный музей новыми экспонатами. Был создан класс программированного (машинного) контроля базовых знаний студентов, который функционировал до 1985 года, являясь в докомпъютерную эпоху предметом большой гордости. В1971 году Надеждина сменил профессор А.В. Борисов. Началась целенаправленная работа по изучению лимфатических сосудов с позиций представлений о лимфангионе как клапанном сегменте (E.Horstmann, 1951; Mislin H.,1961), проводившаяся совместно с кафедрой нормальной физиологии и клиницистами. В этот период были составлены методические указания для проведения практических занятий со студентами и тестовые задания для контроля их знаний, обновлен фонд лекционных таблиц, музей пополнился новыми экспонатами.

С 1996 года кафедру возглавил профессор В.М. Петренко. Основные усилия сотрудников сосредоточились на сохранении и развитии лимфологической научной школы, совершенствовании учебного процесса в соответствии с запросами современного общества. Проведена работа по переходу на новую (с 1998 года) Международную анатомическую терминологию, изготовлено большое количество лекционных таблиц. Научные исследования проводятся с новых позиций (лимфангион как межклапанный сегмент лимфатического русла с гладкими миоцитами в стенках), что позволяет уточнить структурные основы лимфотока в условиях возрастной нормы, в эксперименте (при воздействии инфразвука на живой организм) и при патологии (лимфедеме). 

.

Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×